|
[Главная]
[Помощь]
Психолог школы \ Успешный ребенок \
Успешный ребенок
Успех и успешность – два далеко не идентичных понятия. Успех – достижение цели, а успешность – качество человека, которое характеризуется способностью достигать успеха. Возможно, кто-то скептически улыбнется: разве можно всегда и во всем достигать успеха? Можно, если правильно ставить задачи. Успех – это не победа над всеми, это достижение собственных целей.Какими же умениями должен обладать успешный человек?1.Умение общаться с людьми (коммуникабельность).2. Умение ориентироваться в потоке информации.3. Умение планировать.4. Умение нестандартно мыслить.5. Умение ставить цели и добиваться их.Современные психологи признают, что взрослый, испытывающий дефицит «детских» качеств, склонен к депрессиям и болезням, он быстрее стареет. Люди, которые, успешно развивая качества взрослого, сохраняют в себе качества ребенка, имеют неограниченные возможности во всем, чем бы они ни занимались. Поэтому взрослому общение с ребенком так же необходимо, как и ребенку со взрослым. Жизнь с детьми способствует оживлению детских качеств во взрослом человеке. И это основное для нас с вами.Воспитание и обучение –две важнейшие взаимосвязанные функции. С незапамятных времен школа рассматривалась как учебно-воспитательное учреждение, которое, обучая, воспитывает, а воспитывая, обучает ребят, формирует их мировоззрение, учит воспринимать окружающий мир во времени и в пространстве, помогая познать самих себя, найти свое место в интенсивно меняющемся мире. В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:уверен в себе, активен, не боится пробовать;умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;способен к самообразованию;умеет принимать решения и достигать результаты в соответствии поставленной целью;умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.Ребенок, по природе, существо любопытное и любознательное, он творец, он деятель, он актер. Он не задавлен грузом житейских проблем, не боится рисковать и проигрывать, пробовать и ошибаться. Единственная, пожалуй, для него сложность заключается в том, что он не всегда может раскрыть, проявить и показать себя, когда это необходимо. Поэтому, как сделать так, чтобы дети чувствовали себя в процессе образовательной деятельности спокойно, комфортно, чтобы им было и интересно, и весело? Для этого в первую очередь необходимо помнить, что:Счастливый ребёнок – это здоровый ребёнок.Счастливый ребёнок – это защищённый ребёнок.Счастливый ребёнок – это творческий ребёнок.Счастливый ребёнок – это активный ребёнок.Счастливый ребёнок – это нужный и любимый ребёнок.Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.Определяющим моментом такого единства является постоянное совпадение положительных воспитательных требований и действий педагогов и родителей, обеспечивающих возможность подрастающей личности всегда находиться под влиянием не противоречащих друг другу условии, вызывающих положительные ответные реакции, активное отношение к окружающему. В условиях такой совместной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребенка. Оно постоянно пополняется новыми сведениями, обогащается яркими впечатлениями, полученными от общения с людьми в разной обстановке.Единые требования и действия взрослых способствуют также успешному развитию нравственных чувств, своеобразно окрашивающих процесс формирования сознания. У детей развиваются уверенность в своих силах, уважение к строгим требованиям взрослых, доверие к их личности.Так вот, исходя из вышесказанного- взрослому, а это и ребенку и родителю, необходимо помочь ребенку раскрыть свою уникальность, создать свою биографию, прожить собственную жизнь, реализовать собственные желания и приключения, «Звучит красиво, не правда ли? Но как это реализовать на практике? Что конкретно мы можем сделать для того, чтобы наши дети почувствовали себя уникальными и неповторимыми? Как помочь им быть счастливыми и успешными.Существует масса тренингов и мастер-классов на тему «Как стать успешным». Но главный «тренинг» – это воспитание в детстве. Самым благоприятным периодом для формирования успешности является школьное детство, и родители могут помочь своим детям сформировать необходимые умения. Давайте пристально посмотрим на повседневную жизнь нашего ребенка. Мы сразу обнаружим, что она наполнена, а зачастую и переполнена учебной деятельностью, которая представляет собой непрерывную цепь ситуаций риска: написание доклада, декламирование стихов, ответы у доски и т. д. Во всех этих ситуациях ребенок рискует быть обиженным, раскритикованным, получить неодобрение, отказ и даже быть наказанным.Другими словами, каждый раз наш подопечный подвергает риску свою самооценку, которая, с одной стороны, находится в школе под постоянным прицелом, с другой стороны, так необходима ему для успешного выполнения все тех же школьных заданий. Современные ученые утверждают, что познавательные способности ребенка напрямую зависят от уровня его самооценки. Что же способствует формированию адекватной самооценки и здоровой успешной личности:дети ощущают тепло и любовь;чувствуют себя в безопасности, что позволяет им исследовать новое, не зацикливаясь на своих ошибках;их уважают как личностей;их поощряют к тому, чтобы иметь собственное мнение;дети знают, что в окружающем мире существуют четкие рамки и ограничения;они имеют высокие шансы на успех, его хвалят, причем искренне, за конкретное дело, показывая веру в его достижения. чувствуют, что их принимают без оговорок.Ребенок учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него.Ребенок должен научиться отвечать за свое поведение перед самим собой, а не для того чтобы угодить взрослому или получить от него поощрение.Устанавливая правила поведения, решите для себя, что для вас важнее – послушный ребенок сегодня или свободная личность завтра.Приказывайте только необходимое!Ваши правила должны говорить ребенку, что ДЕЛАТЬ вместо того, что НЕ ДЕЛАТЬ.На каждое свое «нет» предоставляйте ребенку два «да».Особое значение приобретает умение взрослого не обращать внимания на отдельные детские поступки.Когда вы высказываете неодобрение или негодование, ваши слова должны выражать мысль: «Мне не понятен твой конкретный поступок, тебя же я продолжаю любить и уважать».Ребенок и взрослый мобилизуют свои силы не на борьбу друг с другом, а на то, чтобы найти общее решение конфликта. Заключайте с детьми «контракт».Ребенку нужен в первую очередь положительный пример, помните, дети нас не слышат, но они смотрят на нас.Поэтому, Оптимисты всех стран, объединяйтесь! Как создать позитивное окружениеЕсли вы будете думать позитивно, вы добьетесь позитивных результатов.То же самое касается и наших детей, им самим выбирать – быть счастливыми или несчастными, все зависит от точки отсчета, которую они выберут.Что мы можем сделать для того, чтобы наши дети выбрали путь оптимиста? Прежде всего, создать позитивное окружение. Психолог Элизабет Крэри (E. Crary) пишет: «Люди видят то, что они ожидают увидеть. Если вы ожидаете, что дети плохие, то вы,
| |